Погружение в цифру
Наверное, вы слышали, что для большинства действующих профессионалов и "продвинутых" любителей, снимающих под водой, традиционным выбором материала для съемки являются слайды (более точное название - обращаемые пленки). У них безусловно есть определенные преимущества: обработка по процессу Е-6 теперь доступна не только в любом фотоателье, но и на борту корабля, совершающего дайвинг-сафари. Кроме того, обращаемые пленки по-прежнему являются стандартом де-факто для коммерческого использования: в любом журнале у вас в первую очередь спросят слайды. Конечно, слайды не прощают ошибок экспозиции и имеют более узкую фотографическую широту. Но зато какая у них цветопередача! Скорее всего, вы сейчас думаете, что эта нудная статья написана для профессионалов с десятилетним опытом съемки под водой? Конечно, нет. Просто мне хотелось вас немного попугать всеми этими заумными фотографическими терминами. Так сказать, для контраста. Потому что есть мир, в котором вы можете снимать великолепные фотографии и не знать, что такое экспозиция или фотографическая широта. Мир, в котором вы можете просто довериться своим чувствам, довериться тому, что видят ваши глаза. Мир цифровой фотографии.
Аргументация прогресса
За последние годы цифровые технологии сделали огромный скачок вперед. Современные цифровые камеры уже не только не уступают в качестве изображения пленочным фотоаппаратам того же класса, но и дешевеют прямо на глазах. Более того, ведущие производители пленочных камер (Pentax, Nikon, Kodak) торопливо сворачивают их производство. "Это только вопрос времени, - говорит директор компании Nikon Макото Кимура. - Но рано или поздно это направление совсем иссякнет. В мире больше не осталось регионов, где наблюдался бы осмысленный спрос на компактные пленочные камеры". Независимо от того, какой опыт вы имеете за плечами, я твердо уверен, что однажды вам придется обратиться к цифровой технологии. Рано или поздно пиксели неизбежно превратятся в часть арсенала любого фотографа - профессионала или любителя - благодаря тем неоспоримым преимуществам, которые предлагает "цифра":
Даже если вы никогда не снимали под водой и ничего не знаете об экспозиции и экспокоррекции, у вас есть все шансы сделать хороший снимок. Просто потому, что вы можете видеть то, что сняли. Видеть сразу же после того, как сделан кадр, по-прежнему находясь под водой. И если кадр не получился, то его тут же можно повторить, изменив параметры съемки (если, конечно, это была не китовая акула, уже успевшая раствориться в синеве). Снять, посмотреть и снова изменить параметры. И так до получения нужного результата;
Как часто самые лучшие кадры вы встречали уже после того, как у вас закончилась пленка? На цифру за одно погружение можно снять гораздо больше кадров, чем на пленку или слайд. Цифровые камеры используют карты памяти, которые в настоящий момент могут иметь объем до 8 гигабайт, и вы с легкостью можете сделать более двух тысяч кадров за один дайв (если, конечно, рука не отсохнет), что в шестьдесят раз больше, чем помещается на обычную 36-кадровую пленку; После дайва или даже во время него у вас есть возможность удалить те снимки, которые не получились или просто вам не нравятся, и сохранить только те, что вам по душе. И, конечно, вам не придется тратить деньги на проявление пленки или слайда лишь для того, чтобы обнаружить, что вы просто забыли включить вспышку; Все ваши кадры сразу получаются в оцифрованном виде, и нет необходимости в процедуре сканирования. Цифровые снимки идеальны для пересылки по электронной почте, их можно напечатать с помощью домашнего принтера, загрузить в онлайн галерею или записать на компакт-диск для друзей; Цифровые кадры достаточно легки для коррекции на компьютере, и при помощи программы обработки изображений, такой как, например, Adobe Photoshop, вы сможете быстро подстроить цвета, кадрировать изображение и скорректировать экспозицию; Затраты на покупку, хранение и проявку слайдов (пленки) вполне сравнимы со стоимостью начальных затрат на цифровую технику. А чего стоит моральное удовлетворение от факта, что результаты своей съемки вы увидите сразу, а не через неделю после возвращения из дайвинг-сафари?
Почему все-таки "цифра"?
На поверхности мы фотографируем сквозь толщу воздуха, который отделяет нас от объекта съемки, а в подводном мире этим разделителем является вода, которая гораздо сильнее поглощает свет и цвет. Именно это обстоятельство приводит к тому, что большинство фотографов, начинающих снимать под водой, чаще всего бывают разочарованы полученными результатами и после двух-трех неудачных попыток просто отказываются от идеи запечатлеть на снимках все чудеса подводного мира. Появление "цифры" значительно изменило расклад сил, и теперь, чтобы получить хорошую подводную фотографию, совсем не требуется делать пару сотен погружений с камерой, на что у многих энтузиастов уходил иногда не год и не два. На мой взгляд, одно из главных преимуществ "цифры" в подводной фотографии - это скорость обучения. Если подходить к этому процессу осознанно, то всего за одно погружение с "цифрой" можно научиться тому, на что раньше ушло бы две-три поездки и два десятка погружений. Секрет прост: результат съемки виден сразу. И сразу видны все ошибки. Поэтому, зная основные приемы съемки под водой, можно очень быстро добиться впечатляющих результатов, чему я сам был свидетелем уже неоднократно. Безусловно, "цифра" имеет свои особенности и требует иного подхода, чем пленочная камера. И для беглого знакомства с этой технологией я хочу вам рассказать о трудностях и преимуществах цифровой съемки в реальном мире подводной фотографии.
Размер имеет значение
Для транспортировки своей фотоаппаратуры к месту дайвинга я обычно использую фото-рюкзак и специальный бокс на колесиках, которые перевожу в ручной клади. Это минимально необходимый багаж, который мне требуется для перевозки камеры, запасных объективов, бокса, фотовспышек, штанг и других приспособлений для съемки под водой и на суше. Раньше к этому еще прилагалось несколько десятков слайдовских пленок, которые обязательно нужно было везти в ручной клади, иначе, если отправить их багажом, детекторы взрывчатки могли просто испортить их своими рентгеновскими лучами. Избыток багажа и боли в спине стали частью моих путешествий и я даже смирился с мыслью, что без этого никак не обойтись. Но вот во время недавней поездки в Мексику, один из моих друзей снимал на компактную цифровую камеру (приобретенную по моему совету), которая вместе с боксом едва ли превышала по размерам его ладонь. Каждый раз, поднимая свое фотооборудование в лодку, я завидовал ему, поскольку его снаряжение для подводной фотографии просто болталось у него на запястье. Конечно, если вы решите снимать цифровой зеркалкой, то особой разницы в весе и размере вы не почувствуете. Но вся интрига в том, что современные цифровые компакты (или проще цифромыльницы) уже обеспечивают качество, которое раньше было доступно лишь на зеркальных пленочных камерах. И теперь у вас есть выбор.
Перед погружением: подготовка
Если вы уже снимали на пленку, то сможете снимать и на цифровую камеру, хотя эти два фотографических инструмента заметно различаются между собой. При работе с цифровыми камерами применяются несколько иные технические приемы, у них существуют свои преимущества и ограничения. Но начинать, безусловно, надо с внимательного изучения инструкции или руководства пользователя. Стоит изучить органы управления камерой, ознакомиться с пунктами меню и научиться форматировать карты памяти еще на суше. Под водой у вас не будет возможности полистать руководство и выяснить почему не срабатывает тот или иной режим. Карту памяти надо выбирать так, чтобы ее хватало на несколько погружений. Хотя бы на два. Представьте, что вы только что поднялись в лодку, и вдруг, совсем рядом, появляется кит или стая дельфинов. Все бросаются в воду, а у вас уже нет места на карточке. Обидно, да? Но не стоит бросаться и в другую крайность. Карты большой емкости стоят еще достаточно дорого, а в случае неаккуратной эксплуатации или физической поломки карты вы можете потерять слишком много кадров сразу. Я рекомендую использовать карты емкостью один гигабайт. В зависимости от разрешения камеры на такую карту вмещается от двухсот до трехсот кадров наивысшего качества, что с лихвой перекрывает самые смелые запросы любого фотографа. Кроме того, у вас есть возможность удалить неудачные кадры, еще находясь под водой. Я не рекомендовал бы увеличивать количество кадров за счет установки более низкого разрешения файлов - даже если сейчас вы собираетесь просматривать кадры только на компьютере, то после встречи со стаей "молотков" у вас может возникнуть желание увековечить это событие большим отпечатком на стене в гостиной, но будет уже поздно. Поэтому снимайте с максимальным качеством, на которое способна ваша камера.
Всегда вставляйте в камеру свежие источники питания. Цифровые фотоаппараты потребляют достаточно много энергии, а под водой у вас не будет возможности заменить батарейки или аккумулятор. И даже если индикатор показывает, что у вас есть еще половина заряда - все равно стоит перезарядить аккумулятор или сменить батареи. Что означает половина заряда? Сколько кадров вы еще сумеете сделать? Что ждет вас под водой, и когда вы сможет заменить питание? Не стоит рисковать и упускать шанс снять удачную фотографию лишь из-за того, что вы опять понадеялись на авось. Выставляйте все настройки камеры до того, как уложить ее в бокс. Выберите нужный режим съемки, установите метод синхронизации со вспышкой, поставьте ISO на минимум, а качество записи файлов на максимум, и обязательно установите режим, чтобы только что снятый кадр автоматически показывался на экране. Последнее свойство - одно из самых важных преимуществ цифровой камеры, и оно позволяет вам немедленно просматривать и оценивать отснятые кадры.!
В воде: несколько советов
Возможно, для использования цифровой камеры вам понадобится усовершенствованная маска. Особенно, если вы носите очки, то у вас могут быть определенные трудности с чтением значений выдержки и диафрагмы на жидкокристаллическом экране камеры. Во многих цифровых аппаратах используется мелкий шрифт на голубом фоне, который под водой достаточно трудно различить, особенно при сильном естественном освещении. Поэтому я рекомендую вставить в маску специальный увеличивающий диоптр для решения этой проблемы.
Не стоит полностью полагаться на экранное изображение только что снятого кадра. Каким бы хорошим ни было у вас зрение, на жидкокристаллическом экране вам будет очень нелегко разобрать, насколько в фокусе критически важные детали, ведь сам экран по размерам вряд ли больше двух положенных рядом почтовых марок. И то, что хорошо выглядело под водой, может оказаться ужасным, если рассматривать кадр на большом компьютерном мониторе или на отпечатке. У некоторых камер есть функция увеличения при просмотре и с ее помощью можно довольно точно оценить резкость снятого кадра. Убедитесь лишь в том, что ваш бокс позволяет воспользоваться этой функцией под водой и что вы ее предварительно инициализировали - некоторые камеры требуют включения в меню специального режима, чтобы увеличение стало доступным. Но в большинстве случаев можно с уверенностью полагаться на автофокус.
При съемке цифровой компактной камерой сущей головной болью может оказаться запаздывание затвора. У всех камер данного типа существует маленькая временная задержка между моментом, когда вы нажимаете на спуск, и моментом, когда изображение действительно записывается на матрицу. Хотя это запаздывание может составлять секунду или даже меньше, за это время объект съемки (рыба, акула, скат, медуза и т.д.) может переместиться. Для малоподвижных крупных объектов запаздывание не является проблемой. Не столь важно это обстоятельство и для съемки широкоугольным объективом. Но при фотографировании стремительных морских обитателей вас может постичь разочарование, когда вы обнаружите, что требуемый момент "поймать" совсем непросто. На практике временная задержка вполне предсказуема, и после небольшой тренировки можно научиться опережать события настолько, чтобы достаточно большая доля кадров не зависела от запаздывания затвора. Ну а если это обстоятельство станет серьезным тормозом на вашем творческом пути, я рекомендую сменить цифровой компакт на цифровую зеркальную камеру, поскольку зеркалки лишены этого недостатка.
Возможность просмотра изображения сразу после съемки позволяет немедленно, на месте, внести коррективы в композицию или в экспозицию. Вы можете сразу обнаружить, что забыли включить вспышку, что она неверно направлена или попадает в поле широкоугольного объектива. Не сходя с места (точнее не отплывая), вы можете узнать, что "отрезали" морскому коньку голову, и повторить кадр. И, наконец, вы можете удалить неудавшиеся снимки и таким образом освободить место на карте памяти, а значит, сможете продолжать снимать. Снимать, до тех пор, пока не кончится воздух. Хотя, для того, чтобы поделиться отснятыми шедеврами с друзьями и близкими, желательно всплывать до того, как он закончится. А при всплытии, во время остановок безопасности, можете развлекаться, просматривая снятые во время дайва кадры.
Подводя черту
Я надеюсь, что сумел заинтересовать тех, кто занимается подводной фотографией, более внимательно присмотреться к современным цифровым технологиям. А тем, кто еще только собирается снимать под водой, цифровая фотография предоставляет наиболее быстрый и простой способ получить качественные и интересные снимки.
Источник: http://www.photoscape.ru/photoschool/uwclub/09-2004 |