Между небом и... водой
Технический прием сочетания в одном кадре подводного вида и части надводного мира известен как "сплит" (split) или "50/50". Хотя он и является одним из самых действенных инструментов в арсенале подводного фотохудожника, для его реализации требуется специальное оборудование, определенные навыки и особые условия окружающей среды. И хотя техника и навыки имеют довольно важное значение, в первую очередь все зависит от параметров воды. Только при достаточно идеальных условиях прозрачности воды и естественного освещения можно добиться хороших результатов. Но, поверьте мне, оно того стоит.
Самая подходящая камера
К сожалению, выбор оборудования для данной техники довольно ограничен. Снять хороший сплит возможно только с применением бокса для зеркальной камеры, широкоугольного объектива и сферического порта. Nikonos’oм снять такой кадр не получится, поскольку объективы Nikonos разработаны только для работы в воде. И хотя 15-мм объектив для Nikonos V или 13-мм объектив для Nikonos RS имеют достаточно широкий угол охвата и превосходно подходят для подводной части сплита, они не способны фокусироваться над водой. Также не подойдут для этой цели и простые (читай дешевые) мыльницы – большинство из них имеет объективы с недостаточно широким уголом охвата, чтобы включить в изображение сразу две стихии. Но с другой стороны (хотя я сам не пробовал), думаю, что использование цифровой мыльницы в боксе с широкоугольной насадкой может обеспечить вполне приемлемый результат.
Еще один секрет удачного сплита заключается в применении объектива "рыбий глаз" (16-мм для фотоаппаратов Nikon, 15-мм – для Canon). Глубина резкости с этими объективами необычайна и при диафрагме f8 или меньше они обычно позволяют держать в фокусе как изображение над водой, так и подводный план. В большинстве случаев я навожу фокус по подводной части кадра, которая обычно является более композиционно важной, и при необходимости допускаю небольшую размытость надводного изображения, что в случае неба и облаков вполне допустимо. Кроме того, при использовании "рыбьего глаза" у вас есть возможность выбора горизонтальной или вертикальной компоновки кадра, поскольку угол охвата этого объектива 180 градусов. Граница раздела вода – воздух в кадре может проходить где угодно. На самом деле я часто выстраиваю композицию таким образом, что две трети кадра отведены для подводной части. В конце концов, "рыбий глаз" куда менее чувствителен к поверхностной ряби или волнению. Кроме того большое значение здесь имеет размер сферического порта. Больший сферический порт менее требователен к идеальному состоянию водной поверхности. Поверхностное волнение в этом случае "размазывается" по большей площади сферы, поэтому девятидюймовый выпуклый порт будет куда более удобен для съемки сплита, чем шестидюймовый.
И еще одно практическое соображение. Если есть такая возможность, то лучше выбирать сферический порт из минерального стекла. Не говоря об очевидной оптической чистоте, с надводной части порта, изготовленного из стекла, вода скатывается куда быстрее, чем с плексигласовой, и таким образом число неприятных водяных капелек сводится к минимуму. Помните лишь о том, что объективы "рыбий глаз" дают бочкообразные искажения по краям кадра, поэтому объекты, расположенные слишком близко к объективу, могут выглядеть неестественными. Но поскольку эти искажения наиболее заметны при наличии в кадре горизонтальных и вертикальных линий, что довольно редко случается в подводной фотографии, этим легко можно пренебречь.
Для того чтобы съемка сплита была эффективна, необходимо, чтобы очень близко к поверхности имелся какой-нибудь подводный объект, плюс что-нибудь интересное над водой. На этом фото морские звезды и стая рыб, обнаруженные у самой поверхности воды возле деревни курорта Капалай (Kapalai) в Малазии, контрастируют с голубым небом и пушистыми белыми облаками, обычными для летнего дня на широте экватора. Снято 16-мм "рыбьим глазом" и девятидюймовым сферическим портом.
Навыки, условия и немного физики
Компания Seacам комплектует свои боксы уникальными видоискателями. Отличие видоискателя S45 в том, что позволяет компоновать кадр держа камеру на уровне груди, а не на уровне глаз. Для съемки сплита это позволяет не погружать лицо в воду, что практически неизбежно при использовании обыкновенного видоискателя.
Начнем мы с теории. Как известно каждому, кто не спал на уроках физики, свет претерпевает изменения, как только он входит в морскую воду. Оказавшись в среде приблизительно в 800 раз плотнее воздуха, лучи света испытывают преломление, поглощение, и избирательно фильтруются в зависимости от глубины. При прохождении через воздух световые волны распространяются прямолинейно, но когда они попадают в среду с гораздо большей преломляющей способностью (показатель преломления воздуха – 1, а воды – 1,33), световые лучи искривляются и вызывают увеличивающий эффект.
В результате этого, даже при оптимальных условиях дневного освещения и прозрачности воды уровень освещенности под водой по сравнению с надводным может уменьшиться на половину или даже на целое значение диафрагмы. Рано утром и ближе к вечеру яркие солнечные лучи падают на водную поверхность под косым углом и по этой причине гораздо сильнее отражаются и поглощаются, доводя разницу в освещенностях до трех делений диафрагмы. В большинстве случаев фотосъемку "50/50" лучше всего проводить, когда солнце стоит высоко в зените, в диапазоне приблизительно от 10 часов утра до 2 часов дня.
Итак, мы выяснили, что даже при самых идеальных условиях нас неизбежно ожидает разница освещенности между надводной и подводной частями кадра. Это приводит к тому, что мы не сможем выбрать оптимальную экспозицию – либо надводная часть будет переэкспонирована, либо подводная – недоэкспонирована. В "доцифровый век" эту проблему решали с помощью специального градуального фильтра, который компенсировал разницу в освещенности между частями изображения. Недостатком применения фильтра было то, что его нельзя было повернуть под водой, чтобы изменить компоновку кадра и границу между стихиями приходилось располагать точно по центру. Использование цифры и формата RAW решает эту проблему для большинства ситуаций. Необходимо только выбрать экспозицию так, чтобы слегка переэкспонировать воду и слегка недоэкспонировать воздух (т.е. где-то между правильной экспозицией для верхней части кадра и правильной экспозицией для нижней части кадра), а уже затем, похлебывая чай в тиши кабинета, восстановить динамический диапазон снятого кадра. Если разница в уровне освещенности надводной и подводной части довольно велика, вы можете воспользоваться вспышкой, чтобы приблизить значение выдержки для подводного плана к соответствию с надводной частью кадра.
Виртуальное изображение
Так выглядят сферические порты для широкоугольных объективов.
Есть еще одна хитрость в съемке сплита (хорошо, хорошо - это уже последняя!). Поскольку при съемке широкоугольным объективом используется сферический порт, то под водой его куполообразная поверхность создает еще один "как бы объектив" над поверхностью реального объектива. В результате этого на некотором расстоянии от купола формируется изображение, которое получило название "виртуального изображения". Обычно оно находится на расстоянии примерно в два диаметра купола от плоскости пленки: шестидюймовый выпуклый порт сформирует изображение в двенадцати дюймах (около 30 см) от плоскости пленки; для девятидюймового порта – на расстоянии около 18 дюймов (46 см), и т.д. Об этой особенности сферических портов необходимо помнить при выборе широкоугольного объектива - если он не способен сфокусироваться на достаточно близком расстоянии, соответствующем виртуальному изображению, то он вообще не сможет сфокусироваться под водой. В этом причина того, почему отдельные широкоугольные зум-объективы, можно использовать за сферическим портом только в том случае, если оснастить их насадками для съемки крупных планов.
Проблема фокусировки при съемки сплита заключается в том, что если для подводной части кадра широкоугольный объектив сфокусируется на виртуальном изображении (например, 12 дюймов для шестидюймового выпуклого порта), то любой объект над водой за пределами расстояния в 30-40 сантиметров окажется вне фокуса. Получается конфликт, который можно решить лишь с помощью специальных увеличительных насадок. Такая насадка представляет из себя фильтр, накручивающийся на объектив, половинка которого совершенно прозрачна, а вторая представляет из себя увеличивающую линзу. При съемке с использованием такой насадки надо дать объективу сфокусироваться над водой на бесконечность, а увеличивающая линза на нижней части, позволит виртуальному изображению остаться в фокусе. Разделительную линию между диоптрийной линзой и прозрачным стеклом необходимо "спрятать" за линией водораздела, что ограничивает композицию компоновкой 50 на 50.
Именно поэтому, я опять же настоятельно рекомендую использовать объективы "рыбий глаз" для съемки сплита - только эти объективы при использовании маленькой (т.е. почти закрытой) диафрагмы дают глубину резкости, которая даже при фокусировке под водой на "виртуальное изображение" обеспечивает нужную четкость надводного заднего плана.
Данное изображение есть результат большого количества проб и ошибок и, безусловно, большого терпения. Я довольно долго сидел на мелководье и пытался снять бегущие по песку волны света и одновременно включить в кадр великолепное небо. Несколько раз набегавшие волны оставляли капельки воды на сферическом порте моего бокса и мне приходилось их аккуратно удалять специальной салфеткой. На некоторых кадрах изображение получалось нерезким, поскольку меня качало вместе с волной. Но после седьмой или восьмой попытки я все-таки получил желаемый результат. Еще одно неоспоримое преимущество цифры - я точно видел, то что получалось после нажатия спуска и мог продолжать процесс съемки до получения требуемого результата (или до посинения) не надеясь на авось, собственный опыт и хорошую технику. |