William Salthouse
William Salthouse (1824-1841) один из старейших и один из самых важных затонувших кораблей, найденных в районе залива Port Phillip. Это было британское грузовое судно построенное в Ливерпуле компанией Salthouse Company. William Salthouse совершал путешествия в Индию, Сингапур, Индонезию, острова Вест Индии, Маврикий.
В 1841 году корабль был продан и отправлен в Канаду, откуда он должен был доставлять грузы для поселений в районе залива Port Phillip. William Salthouse было первым судном, совершившим плавание между Канадой и Австралией, кроме того, в то время, Великобритания запрещала торговать своим колониям, поэтому это плавание было поистине знаменательным. К сожалению, William Salthouse, так и не доставил груз до места назначения. Корабль затонул в заливе Port Phillip. Это происшествие стало большим разочарованием и поставило под угрозу дальнейшее развитие, так толком и не начавшихся, торговых отношений.
Груз, перевозимый William Salthouse во время его последнего плавания, оценивался в 12 тысяч фунтов. Он состоял из 394 бочек муки, 214 бочек соленой говядины, 355 бочек соленой свинины, 149 бочек соленой рыбы, 10 боченков уксуса, табака, печенья, сыра, кукурузы, горчицы, 5 ящиков сотерна, 20 корзин шампанского, бутылок стаута и виски, кроме того сосновыех досок, весел, 1000 листов железа, гвоздей.
Путешествие из канады в Порт Филлип заняло 5 долгих месяцев. В субботу, 27 ноября 1841 года William Salthouse вошел в залив Порт Филлип. При сильном юго-западном ветре судно проходило между мысами и наскочила на подводную скалу Point Nepean. Был поврежден руль. Менее чем через час в трюме было уже около 50 сантиметров воды. Лоцман попытался направить корабль в порт Филлип, но из за повреждений и все пребывающей воды судно стало практически неуправляемым. Бросили якорь, но якорная цепь оборвалась. Затем корабль наскочил на мель Pope’s Eye. Капитан и комадна приступили к спасению корабельных парусов, некоторых ценных бумаг и личных вещей. Погрузив все это в спасательные шлюпки, команда покинула корабль и отправилась к берегу. Следующим утром корабль ушел на дно. Ветренная погода и сильные волны сделали спасение груза невозможным. Затонувший корабль был продан за 275 фунтов. Несколько попыток по спасению корабля были безуспешными, лишь к концу декабря 1841 удалось достать часть груза.
William Salthouse представлял собой типичное британское судно, построенное в начале 19 века для перевозки грузов межну Англией и ее колониями. Барк, весом 251 тонна, был построен в Ливерпуле. Каркас был построен из белого дуба, для корпуса судна использоволись доски, привезенные из Африки. Это доски отличались повышенной сопротивляемостью морским паразитам. Для еще большей прочности судно было обшито металлом. У William Salthouse было три мачты и одна палуба, под которой располагались каюты команды и перевозимый груз. В длину судно имело около 30, а в ширину около 8 метров.
Корабль пролежал на дне частично занесенный песком, поэтому к моменту его обнаружения в 1982, он сохранился в весьма приличном состоянии. В марте-апреле 1983 Организация морских археолого (Maritime Archaeology Unit ) провела тщательное изучение затонувшего судна. Вдоль судна было вырыто две небольшие канавы, после того как корабль очистили от пески археологи обнаружили совершенно неповрежденные бочки, заполненные более 140 лет назад. Так же были найдены ящики вина и корзины шампанского. Пробки были все еще на месте, но из за срока давности напитки были уже не пригодны для употребления. Некоторые бочки и другие артефакты был подняты со дна. Этикетки на крышках бочек указывали содержимое, место и время упаковки, имя купца и принадлежность судну William Salthouse.
После того как корабль откопали, археологи стали замечать, что течения, вызванные приливами и отливами, стали разрушать корабль и грозили смыть в открытое море останки судна и сохранившегося груза. Тогда вокруг корабля , в срочном порядке, были возведены защитные стены. В начале 90-х около корабля были высажены водоросли, чтобы удржать песок и сохранить корабль. Не смотря на такие действия, это место нуждается в постоянном контроле из за сезонного изменениия уровня песка.
До 1988 года погружаться в этом месте можно было только имея специальное разрешение. После начала работ по сохранению сайта, погружения были запрещены вообще. Снова открыть это место для дайвинга планируется после того как обстановка окончательно стабилизируется.
|