Превосходная плавучесть на каждом погружении
Хотите снизить расход воздуха? Не напрягаясь, грести ластами быстро и долго? Демонстрировать превосходный контроль над погружением? Выходить на поверхность абсолютно не уставшим? Получать одобрительные улыбки от дайвмастеров?
Секрет в абсолютно точном контроле плавучести, который зависит от выбора грузов – количества свинца, которое вы повесили на пояс и разложили по карманам. Правильный вес означает минимальный объем воздуха в жилете, то есть меньше колебаний и более эффективную работу ласт. Небольшой объем воздуха также обеспечивает меньшее изменение плавучести на глубине, то есть вам реже придется ее регулировать.
Сколько грузов необходимо?
Количество грузов зависит от многих факторов – вашего телосложения, толщины гидрокостюма и т д. Вы можете получить примерное представление о необходимом весе с помощью нашего эксклюзивного "калькулятора". Будьте готовы к тому, что вам хватит всего 1.5-2 кг. А сейчас идите нырять и...
Сделайте проверку на поверхности
Расслабленный дайвер с полным баллоном и пустым компенсатором должен медленно погружаться, вдыхая через регулятор. Да, ваша плавучесть должна быть слегка отрицательной даже на вдохе. Немного тяжелее, чем вас учили?
Правило, которое вы часто слышите – поверхность должна держаться на уровне глаз – справедливо для конца погружения, когда вы весите на 2 кг меньше (вес газа, которым вы дышите). Следовательно, необходимо добавить 2 кг груза в начале погружения.
Совершите подсчет во время остановки безопасности
Цель – добиться нейтральной плавучести во время остановки безопасности при подъеме. При давлении 30 бар на 5 метрах выпустите весь воздух из жилета. Расслабьтесь, любое движение руками или ногами поднимет вас вверх. Вы должны медленно подниматься на вдохе и медленно опускаться на выдохе. На следующем погружении добавьте или отнимите 500 г, прежде чем проделать это.
Если в конце погружения на 5 метрах ваша плавучесть нейтральна, на поверхности она окажется слегка положительной. Насколько – зависит от количества надетого на вас неопрена.
Запишите результаты
После каждого погружения записывайте, какой толщины был гидрокостюм, какое снаряжение вы использовали, сколько было грузов, сколько весили вы сами, и какой оказалась плавучесть на остановке безопасности. Тогда вы сможете наиболее точно подсчитать, сколько грузов необходимо.
Сделайте финальную проверку
Проверили плавучесть в первый день поездки? Замечательно. Сделайте это еще раз через несколько дней. Есть шанс избавиться еще от пары килограмм. Почему? На отдыхе вы расслабились и теперь дышите спокойнее – то есть потребляете меньше воздуха.
Всегда ли "идеальная" плавучесть такая уж идеальная?
Отличный контроль плавучести и минимум грузов – признаки опытного дайвера, поэтому некоторые из нас так и хотят сбросить побольше. Однако иногда это плохая идея.
Когда на вас мало или вообще нет неопрена, на глубине плавучесть изменится очень незначительно. Следовательно, можно оставить минимум грузов, не рискуя оказаться слишком положительным при всплытии.
Но большое количество неопрена сильно влияет на плавучесть, поскольку он сжимается на глубине. Чтобы компенсировать это, вам придется поддуть жилет, и вы потеряете выгодную обтекаемую форму. При всплытии поддувайте жилет аккуратно, чтобы положительная плавучесть не стала слишком сильной. В данном случае несколько дополнительных грузов не помешало бы.
Есть и другие причины добавить пару кг – неопытность в оценке глубины, недостаточное умение контролировать плавучесть, темнота или низкая видимость, сильные волны, которые могут выбросить на поверхность.
Использование минимума грузов – баланс на краю пропасти. Если вы сомневаетесь и боитесь упасть, отступите на несколько шагов – добавьте пару кг, чтобы избежать неконтролируемого всплытия.
Правильно разместите балласт
Превосходная плавучесть – не только правильное количество грузов, но и разумное их распределение. Верное размещение – спереди и сзади, сверху и снизу или по бокам – поможет не задеть ластами риф и установить оптимальную плавательную позицию. Вы должны уметь зависать в горизонтальной (а в идеале – в любой) позиции так, чтобы ноги не тонули и не поднимались, и чтобы вы не переваливались сбоку на бок.
Если вы добились нейтральной плавучести на остановке безопасности, проделайте следующие упражнения, чтобы проверить, правильно ли распределен груз. Результат сразу не будет блестящим. Но вам же все равно нечем заняться целых 3 минуты. Главное, полностью расслабьтесь. Не суетитесь.
- Позиция Будды: примите слегка модифицированную позу лотоса (ступни под бедрами) и возьмитесь руками за кончики ласт. В этой позиции хорошо регулировать плавучесть, так как вы держите свои ласты и не совершаете лишних движений. Также она выявляет проблемы в распределении грузов: не падаете ли вы в одну или другую сторону?
- Позиция лежа: раскиньтесь лицом вниз, расслабьтесь, не двигайте руками и ногами. Не переворачиваетесь на бок? Ласты не тонут и не всплывают?
- Позиция на боку: наилучший способ выявить перегруз спереди или сзади. Растянитесь на боку, не двигайте руками и ногами. Итак, вы не переворачиваетесь?
Переход из пресной воды в соленую
Насколько изменится количество грузов при переходе из пресной воды в соленую и наоборот? Чтобы быть точными, надо брать в расчет все: вес как дайвера, так и снаряжения.
Лучше всего встать на весы вместе со снаряжением и грузами, с которыми вы добились нейтральной плавучести в соленой или пресной воде. Можно примерно подсчитать: стандартный баллон aluminum 80 весит 12 кг, 7мм гидрокостюм – около 3 кг, регулятор, маска, ласты и прочее – примерно 5 кг. Добавьте вес грузов.
- Переходите из пресной воды в соленую? Умножьте на 0.025 и прибавьте полученную сумму к весу грузов.
- Из соленой – в пресную? Умножьте 0.025 и соответственно отнимите полученную сумму от веса грузов.
Пример: вы весите 65 кг, а ваше снаряжение, отрегулированное для соленой воды, - 27 кг, итого -92 кг. Умножаем на 0.025 = 2.3. Отнимите 2 кг грузов и смело погружайтесь в пресной воде.
Наши советы
- Пройдите спецкурс. Некоторые сертификационные агентства предлагают специальный курс. Он может называться "Идеальная плавучесть" (Peak Performance Buoyancy, PPB) или что-то вроде того. Курс учит точно контролировать плавучесть, регулировать расположение и количество грузов, выбирать конфигурацию снаряжения, а также обучает техникам релаксации. Обычно длится один-два дня и включает два погружения.
- Замедлитесь. "Проблема большинства дайверов – неумение расслабляться в воде", - говорит курс-директор Дебби Логан (Debbie Logan) - "Иногда дайвер думает, что расслабился, а на самом деле двигается слишком быстро и совершает множество лишних движений. Это не только трата воздуха и энергии, но и ухудшение контроля плавучести".
Решаем проблемы с плавучестью
Вопрос: Я совершил все проверки, тщательно сдул жилет, но все равно не могу оставаться внизу. Что я делаю не так?
Убедитесь, что жилет-компенсатор действительно пуст. Большинство жилетов задерживает некоторое количество воздуха, несмотря на все попытки избавиться от него. Во время следующего погружения проверьте – протяните руку за голову, в верхней части жилета образуется "подушка" из задержавшегося воздуха. Из-за этого плавучесть положительна.
Решение: Чтобы сдуть подушку, отклонитесь, как будто отдыхаете в любимом кресле, поднимите инфлятор по направлению к поверхности. Остатки воздуха должны выйти.
Вопрос: Не могу контролировать плавучесть на большой глубине. Добавляю воздуха, чтобы оставаться нейтральным, затем с трудом контролирую всплытие. Я что-то упускаю из вида?
Все дайверы знают, что неопрен сжимается, но не все знают, насколько. Большинство гидрокостюмов теряет половину плавучести на первых 10 метрах, еще две трети на 20 и почти всю на 30 метрах, то есть 7 мм пористый неопрен фактически становится 2 мм прессованным. В таком случае разница плавучести на поверхности и на 30 метрах более 7 кг из-за одного только гидрокостюма. Поскольку эта разница исчезает, по мере того как вы поднимаетесь, существует риск потерять контроль над всплытием.
Решение: Начните сдувать жилет, как только соберетесь подниматься. Иногда останавливайтесь, чтобы убедиться, что плавучесть нейтральна. Если вследствие положительной плавучести скорость подъема увеличивается, замедлить его будет очень сложно, так что не начинайте подъем в поддутом жилете. Вместо этого вдохните (нормальный полный вдох добавляет 1-1.5 кг положительной плавучести) и оттолкнитесь ластами.
Постарайтесь не "перекорректировать". Распространенная ошибка – при отрицательной плавучести добавляют слишком много воздуха, а при положительной – слишком много выпускают. Будете целый день дергаться вверх-вниз, но так и не найдете идеального баланса. Добавив или выпустив немного воздуха, подождите 5 секунд, перед тем как повторить. Именно столько необходимо вашему телу, чтобы сдвинуться вверх или вниз.
Вопрос: У меня все было в порядке с плавучестью, а сейчас это уже не так. Мой вес остался прежним, гидрокостюм тоже. Что же изменилось?
Скорее всего, дело в гидрокостюме. Со временем неопрен теряет плавучесть, поскольку некоторые поры рвутся или заполняются водой. Частое использование или дополнительная нагрузка, если вы храните грузы сверху на гидрокостюме, ускоряют процесс. Все гидрокостюмы постепенно теряют плавучесть.
Вопрос: Я хорошо контролирую плавучесть на глубине и во время остановки безопасности. Почему же все время испытываю трудности на первых метрах от поверхности, особенно при первом погружении?
Подобная проблема часто возникает в первый день погружений. Скорее всего, вы слегка возбуждены, а это приводит к двум вещам: Во-первых, вы слишком много двигаете руками и ногами и выталкиваете себя наверх. Попробуйте поджать ноги к ягодицам или скрестить лодыжки. Во-вторых, вы, возможно, дышите только "верхней частью" своих наполненных легких.
Решение: Попробуйте полностью выдохнуть, затем сделать неглубокий вдох. В конце концов, дело может оказаться в крошечных пузырьках воздуха, которые задерживаются внутри и на поверхности гидрокостюма. Они способны добавить плавучести, но, как только давление вытолкнет воздух, дополнительная плавучесть исчезнет. Вы можете "вскрыть" пальцем обтюратор манжета, но в таком случае рискуете впустить холодную воду.
Вопрос: Помогите! Я надел слишком мало грузов, и положительная плавучесть не дает мне зависнуть на 5 метрах.
Сделайте остановку безопасности на 6, 7 или 9 метрах, если придется. Если на вас надет неопрен, он сожмется, и плавучесть снизится. Нет ничего магического в цифре 5. Исследования, рекомендующие остановку на 5 метрах, проводились и на 3, и на 10. Естественно, лучше задержаться на 10 метрах, чем не останавливаться вообще. Просто попытайтесь зависнуть на постоянной глубине, а затем медленно поднимайтесь, контролируя плавучесть.
Вопрос: Я вешу 64 кг. Сколько грузов мне необходимо?
Ответ: Трудно сказать. Вам придется поэкспериментировать и выяснить это. Есть несколько формул, типа "10% веса тела + 1.5 кг, если толщина костюма – 7мм и 5% веса тела, если 3 мм", но они весьма приблизительны.
Любой 64 килограммовый дайвер будет иметь свое уникальное соотношение количества жира, мышц и костей, следовательно индивидуальную плавучесть. Жир всплывает, мышцы и кости тонут. Тощий "крупнокостный" дайвер весом 64 кг может оказаться более чем на 3 кг "тяжелее" толстого 64 килограммового товарища.
Существует понятие удельная масса – вес в граммах деленный на объем в кубических см. Если удельная масса тела больше, чем 1.03, оно тонет в соленой воде.
По материалам Rodale's Scubadiving
Источник: http://www.tetis.ru |