Как не оказаться забытым в море
Самый страшный кошмар дайвера – это подняться на поверхность после дайва и обнаружить, что корабль вас бросил. Материалы этой статьи помогут избежать возникновения подобной ситуации, а также помогут выжить в случае, если Вы все-таки оказались в ней.
Введение. Создатели «Открытое море» («Open water”) Крис Кентис (Chris Kentis) и Лора Лоу (Laura Lau) утверждают, что сценарий этого фильма, снятого ими во время нескольких отпусков, основан на реальных фактах. В 1998 двое молодых американцев Томас и Эйлин Лонерган (Thomas и Eileen Lonergan) совершали погружение на одном из популярных дайв-сайтов возле Большого Барьерного Рифа в Австралии. Двадцатишестиместная яхта, с которой они погружались, ушла без них. Их так и не нашли.
В другом случае -в 2000 году - пара из Калифорнии была оставлена по невнимательности экипажем яхты в нескольких милях от Кей Ларго (Key Largo) во Флориде. Перед тем, как их спасли ,им пришлось провести ночь цепляясь за стальной маяк. Еще один случай произошел с 45-летним дайвером из Лос-Анжелеса Дэном Карлоком (Dan Carlock). В процессе погружения возле побережья Калифорнии он не смог продуться и потерял свою группу. Вынырнув, он оказался в тумане, один, в нескольких милях от берега. Лишь несколько часов спустя его подобрала парусная шлюпка с бойскаутами.
Инциденты с потерей дайверов чрезвычайно редки – возможно, шансов выиграть в лотерею даже больше, однако они все же происходят! Поэтому имеет смысл соблюдать ряд предосторожностей, которые позволят Вам и Вашему бадди всегда возвращаться на яхту после погружения.
Опасности, которые подстерегают дайвера, оставленного в море, включают в себя: - Обезвоживание и жажда; - Гипотермия (переохлаждение); - Солнечные ожоги и повреждения, полученные во время дайва; - Нападение морских обитателей; - Опасность утонуть
Дистанция обнаружения Дистанция, с которой наблюдатель может обнаружить дайвера в воде, зависит от следующих факторов: - Расстояния между наблюдателем и дайвером; - Цвета и яркости снаряжения (например, BCD или шлема); - Цвета, яркости и высоты средств обнаружения дайвера, таких, как флаг, аварийная сигнализация, SMB и т.д.; - Высоты, на которой находится наблюдатель; - Доминирующих погодных условий:
- Состояния моря – скорость и направление ветра, высоты волн и пенных гребней;
- Освещенности – на нее влияют: наличие облачности, тип облачности, наличие осадков и время суток.
Длина светового дня меняется день ото дня, и интенсивность освещения меняется весьма быстро во время заката и восхода солнца.
Капитан корабля будет стараться находиться в таком месте, чтобы не искать дайверов против солнца.
В следующей таблице приведены типичные дистанции обнаружения дайверов.
Сигнальное устройство |
Дистанция обнаружения (м) |
Пиротехника |
4401-9328 |
Факелы |
975-8962 |
Аварийная (проблесковая) сигнализация на флаге |
1666-4639 |
Желтый флаг |
279-3148 |
Красный или оранжевый флаг |
206-1591 |
SMB |
201-1191 |
Парные буи |
132-1153 |
Лифтбэг |
378-1032 |
Флаг |
72-1002 |
Черный флаг |
244-832 |
Дайвер в воде |
254-678 |
Голова дайвера |
197-230 |
Предварительное планирование
Как и во всяком риск-менеджменте, существует ряд действий, которые дайвер должен выполнить, во-первых, в целях минимизации риска оказаться забытым, а, во-вторых, максимизации своих шансов выжить в случае непредвиденных обстоятельств.
Снаряжение – выбирайте костюмы, жилеты, ласты, шлемы ярких цветов и, по возможности, со светоотражающими элементами. Дайвера, одетого в черное, гораздо сложнее обнаружить с лодки или с воздуха.
BCD – убедитесь, что BCD удерживает Вас в воде так, чтобы голова находится над поверхностью.
SMB – всегда берите с собой SMB. Компания Aqualung выпускает SOS back-pack (на картинке), позволяющий держать руки свободными.
Специализированные устройства, облегчающие обнаружение– существует целый ряд приспособлений, предназначенных для того, чтобы дайвера заметили в море. - Складной флаг – на телескопическом древке, ярко-желтого цвета; - Ракеты, фальшфееры и дымовые шашки. Существуют дневные и ночные фальшфееры, которые могут использоваться дайверами, например Pains-Wessex Mini flare 3 или Pains-Wessex Day/Night Distress Signal. Пиротехнические устройства значительно увеличивают дистанцию обнаружения дайвера, однако они не разрабатывались для эксплуатации под водой. Кроме того, подобные устройства относительно дороги, а работоспособность их после длительного нахождения в условиях морской соли не известна. - Проблесковые фонари (флэшки). Очень полезны в темноте, источника питания хватает надолго. Лучше всего прикрепить флэшку на древко флага. - Факелы. Полезны для привлечения внимания в темноте или сумерках; - Химические источники света. Полезны, но не так хороши, как факелы. - Гелиографы. Предназначены для пускания «солнечных зайчиков», не требуют питания, некоторые дайверы используют CD-диски. - Флуоресцентная краска. Хорошо помогает при поисках с воздуха, однако не очень заметна с воды. Звуковые устройства - Свисток. Полезен, однако, уровень громкости низок; - Сирены. Работают от батареек или на сжатом воздухе, гораздо громче свистка.
Специализированные наборы для выживания – могут включать в себя некоторые или все перечисленные выше устройства.
Радио-буи с системой позиционирования. EPIRB (Electronic Position Indicating Radio Beacon) EPIRB – это небольшой водонепроницаемый радиопередатчик, со встроенным источником питания, обладающий положительной плавучестью. Прежде всего, предназначен для указания местоположения терпящих бедствие людей в ходе поисковых и спасательных операций. Определенные типы кораблей обязаны иметь на борту EPIRB, работающий на частоте 406.025 мГц. Передатчик необходимо держать включенным до момента окончания спасательной операции. Однако после завершения инцидента его необходимо деактивировать. Существует два утвержденных типа EPIRB, доступных в Великобритании и пригодных для использования на небольших судах. 1) Простой маленький передатчик, работающий на аэронавигационных частотах 121,5 и 234 МГц. 2) Более сложная модель, работающая на частоте 406,025 МГц, дополненная частотой 121,5 для наведения самолетов. Модели с частотой 406 МГц имеют уникальный идентификационный код, соответствующий судну, на котором он используется. Данные передатчики необходимо регистрировать в службе береговой охраны Великобритании.
Современные модели EPIRB прочны, имеют маленький вес и небольшие габариты. Кроме того, в них интегрирован приемник GPS, что позволяет спасательным службам (SAR) определить местоположение буя за считанные минуты, тогда как время позиционирования EPIRB, работающего только на частоте 406 МГц, составляет почти час.
Персональные радио-буи (PLB-Personal Location Beacon) PLB – это небольшое радиоустройство, принцип действия которого схож с EPIRB. В отличие от полноценного EPIRB, мощность этого устройства недостаточна для отправки сигнала на спутник с целью инициировать полномасштабную спасательную операцию, включающую самолеты и корабли. PLB предполагает наличие человека с поисковым устройством, который знает, что дайвер пропал.
Устройство для поиска дайверов под названием Sea Marshall стоит около 170 фунтов стерлингов с учетом НДС. Передатчик достаточно мал для того, чтобы уместиться в кармане BCD, не нуждается в дополнительном водонепроницаемом боксе и выдерживает погружение до 300м. В случае, если дайвер потерялся, он может активировать передатчик PLB. Радиосигнал, излучаемый передатчиком, перехватывается приемником, расположенным на борту судна. В этом случае команда корабля может организовать поиски дайвера самостоятельно или привлечь спасательные службы. Далее спасательные службы смогут отследить на своем оборудовании сигнал персонального радио-буя., работающего на частоте 121,5 МГц. Эта частота, согласно международным соглашениям, используется для наведения спасателей на терпящих бедствие. Все спасательные суда оснащены оборудованием, необходимым для отслеживания сигнала радио-буя. Данная модель обладает встроенным электрической люминесцентной лампой и антенной,запаянной в чистый неопрен. Это предоставляет в дополнение к передаваемому сигналу спасателям возможность зрительного поиска.
Суда для дайвинга
В зависимости от типа корабля риски и меры предосторожности несколько различаются. Например, при погружении с надувной лодки (зодиака) с одним двигателем существует дополнительный риск отказа мотора, и возможна недостаточность опыта экипажа бота.
Погружения с дайв-бота
- Дайв-центр. Внимательно подходите к выбору дайв-центра и места погружения. Предварительно соберите информацию о квалификации персонала дайв-центра, а также изучите историю его предыдущей деятельности.
- Проверьте дайв-бот. Перед погружением осмотрите дайв-бот, поговорите с капитаном. Убедитесь в серьезном отношении к безопасности со стороны капитана и команды, проверьте радио, спасательное снаряжение, шлюпки. Спросите команду о: o Плане спасательных мероприятий; o Состоянии двигателя; o Отзывах о членах команды; o Системе, которую они используют для подсчета дайверов, поднявшихся на борт и сошедших с корабля; o К кому они будут обращаться за помощью. - Постоянно следите за местоположением ближайшей суши; - Знайте пределы собственных возможностей – трезво оцените свои возможности по отношению к текущим условиям погружения, в частности, обратите внимание на возможные проблемы, связанные с сильными или непредсказуемыми течениями, погодными условиями или погружением вдали от суши; - Проинформируйте капитана в случае, если у Вас с собой есть EPIRB; - Будьте заметными - Риски значительно возрастают, если Вы – это всего лишь «пара тихих, незаметных дайверов», присоединившаяся к незнакомой компании на незнакомой яхте. Убедитесь, что Вас заметила и запомнила команда и другие дайверы. Оставьте свою одежду и личные вещи так, чтобы для всех было очевидно, что Вы не вернулись после погружения; - Обеспечьте свою пригодность к погружению - Перед каждым погружением убедитесь что Вы: o Не голодны, не устали, не обезвожены; o Адекватно защищены от холода; o Адекватно защищены от солнечных ожогов; - Брифинг – Слушайте очень внимательно все инструкции o В случае, если планируется погружение на течении, не отделяйтесь от группы; o Соблюдайте все лимиты времени; o Убедитесь, что Вы знаете силу и направление ветра, а также прилива-отлива; o Убедитесь, что Вы знаете, в каком направлении находится ближайшая суша; o Убедитесь, что весь дайв-сайт (как точка входа, так и точка выхода) виден с корабля. Особенно это важно в случае, если Вас доставляют к месту погружения на зодиаке; o Задавайте любые вопросы. Четко уясните для себя глубины, течения и график по времени; o Договоритесь с другой парой дайверов о том, что вы будете визуально контролировать друг друга, а после погружения убедитесь, что обе пары поднялись на борт перед тем, как позволить дайв-боту отплыть. - Откажитесь от погружения – В условиях волнения на море, тумана, а также, если ближайшая суша находится слишком далеко.
Погружение с надувной лодки (зодиака)
- Зодиак находится в рабочем состоянии – Убедитесь, что двигатель нормально обслуживается, на борту достаточно горючего, а также что все электрические системы находятся в работоспособном состоянии, особенно обратите внимание на рацию и GPS-приемник. Кроме того, обратите внимание на наличие адекватного якоря, для того, чтобы лодку не снесло течением с места погружения в случае отказа двигателя. - Ходовой конец - Убедитесь, что используется ходовой конец, при этом веревка достаточной длины и прочно закреплена на днище. Кроме того, используйте дрейфующий буй. - Компенетнтость рулевого – Убедитесь в том, что рулевой уверенно пользуется рацией и умеет перезапускать двигатель (двигатели). По возможности, на зодиаке должно оставаться минимум два компетентных члена экипажа. - Сигнал сбора – проверьте, что все дайверы понимают сигнал сбора; - Запасное средство связи– возьмите с собой мобильный телефон как запасное средство связи; - Сделайте записи – убедитесь, что члены экипажа записали время начала погружения, и укажите им время, после которого они должны вызывать спасателей, в случае, если дайверы не поднялись на поверхность; - Плавучий сигнальный буй (SMB)– проверьте, что у всех дайверов есть собственные SMB, которые будут надуты в случае, если дайверов станет относить от сайта. Следите за дайверами по буям, а не по пузырям. - Местоположение зодиака – Убедитесь, что зодиак размещен так, чтобы членам экипажа было максимально удобно наблюдать за местом погружения.
Погружение - Там, где это возможно, начинайте дайв, сориентировавшись, против течения; - Оставайтесь с группой в пределах хорошей видимости; - Совершенствуйте навыки ориентирования под водой; - Если Вас снесло течением с обозначенной области (например, при погружении на затонувшее судно), надуйте SMB чтобы обозначить на поверхности Ваше местоположение. - Соблюдайте все ограничения по времени, наложенные капитаном корабля или рулевым зодиака; - Избегайте длительных декомпрессионных остановок на сильных течениях. Помните, что 15-минутная декоостановка при скорости течения в 2 узла переместит Вас на полмили. В любом случае, надувайте SMB как можно раньше, чтобы помочь команде судна.
Всплытие Если Вы поднялись на поверхность и обнаружили, что корабли удаляются от Вас, или, что еще хуже, их не видно вовсе, Вам необходимо справиться с этой ситуацией. Выполните следующие действия: - Надуйте BCD – Если в баллоне осталось мало воздуха, надуйте его ртом; - Надуйте SMB – В таком состоянии Вас гораздо легче обнаружить; - Защититесь от холода - поддуйте костюм (это может также помочь немного поднять Вас над поверхностью). Не снимайте шлем и перчатки, а также маску, если это не ухудшает Вам возможность наблюдения. Подтяните колени к животу и обхватите их руками. Используйте трубку, если на море волна. Обратите внимание: возможно, Вас будет легче обнаружить без шлема. - Привлекайте внимание - Используйте все имеющиеся у Вас устройства для привлечения внимания, такие как факелы, гелиографы, свистки. Кричите и машите. Поднимите ноги над поверхностью, если ласты – это единственная ярко окрашенная деталь Вашего снаряжения. - Запоминайте детали – записывайте время, приблизительное местоположение, скорость и направление течения на слейте. - Не боритесь с течением - Хотя об этом гораздо легче говорить, чем сделать, особенно, если Вы видите корабль. - Сбосьте грузы – но оставьте пояс; - Плаванье – Если Вы приняли решение плыть, то делайте это диагонально, по течению, в направлении известной Вам суши. Не пытайтесь плыть, чтобы согреться – это приведет лишь к расходу энергии, но не согреет Вас. - Питье – Ни в коем случае не пейте морскую воду; - Сохраняйте целостность группы – Используйте любой метод для того, чтобы скрепить группу между собой. Свяжитесь поясами без грузов, любыми стропами, веревками. Чем больше цель, тем легче ее обнаружить. - Сохраняйте присутствие духа – Желание выжить может оказаться критическим фактором для Вашего выживания, никогда не отчаивайтесь. Оказаться потерянным в море – ужасное переживание, но Вас обнаружить гораздо легче, чем Вам кажется. Опытные капитаны знают точное расположение сайтов, а также силу и направление течений в любой момент времени. Помните, что Вас обязательно будут искать и пытаться спасти.
/Перевод статьи http://www.ukdivers.net/diving/abandoned.htm /
Источник: http://www.ukdivers.net |