Без страховки.
Начнем с того, что организация подледных спусков, существующая и преподаваемая в разных ассоциациях в общем и целом представляет собой сложившуюся систему, почти не претерпевшую изменений, несмотря на тот качественный скачок, который совершила индустрия дайвинга зa последнее время. Методика таких погружений остается неизменной и подразумевает наличие майны, через которую, собственно, и совершается подледное погружение, наличие спусковых и страховочных концов, участие в процессе погружения команды из обеспечивающих и страхующих дайверов. Инструкторы, занимающиеся организацией подледных погружений, отлично знают проблемы, возникающие во время "айс-дайвипга".
Во-первых: подледные погружения подразумевают наличие целой команды. Кроме погружающихся, в обязательном порядке должны присутствовать обеспечивающие и страхующие. Первые держат в руках страховочные концы погружающихся дайверов, вторые находятся a постоянной готовности к погружению с целью оказания помощи. Неудобство заключается в том, что не всегда можно собрать одинаково опытных людей, чтобы не создавать "слабых звеньев" в этой цепочке. То, что функции обеспечивающего очень важны и требуют достаточного опыта, наверное, не подлежит сомнению. Именно от обеспечивающего зависит, насколько комфортно и безопасно будет чувствовать себя дайвер подо льдом со страховочным концом в руках. Неопытному человеку такое дело доверить нельзя. То же самое касается и страхующих дайверов: они идут под воду для решения каких-то внештатных ситуаций, что также подразумевает наличие у них немалого опыта. В противном случае мы рискуем вместо решения задачи, только многократно усложнить ее.
Во-вторых: страховочный конец служит источником больших неудобств как для погружающихся, так и для обеспечивающих. Первым он в значительной мере ограничивает свободу передвижения и отнимает достаточно много внимания. Вторые также должны думать. о том, чтобы страховка, с одной стороны, не провисала, а с другой - не тормозила погружающегося. Кроме этого, обеспечивающие работают с сухим страховочным концом только в самом начале погружения, затем он быстро намокает и покрывается льдом, что, естественно, не добавляет удобства, комфорта и безопасности.
В-третьих: по соображениям безопасности в одну майну не рекомендуется одновременно погружать более 2-3 дайнеров. В силу своих особенностей, весь процесс подледного погружения достаточно растянут по времени. Поэтому, если в погружении хотят принять участие более 6 человек, все вышеизложенное делает затею достаточно муторной и тягомотной. Те, кто уже нырнул, вынуждены ждать еще не нырявших. Мне могут возразить, что в таком случае полезно делать не одну, а несколько майи. Но, во-первых, это не всегда возможно. А во-вторых: не забывайте, что на каждую отдельно взятую майну необходима все та же команда из обеспечивающих и страхующих, что, и свою очередь, также возможно не всегда.
В-четвертых: уже было сказано, что страховочный конец в значитсльной мере ограничивает акваторию подледного погружения. Объясняется это тем, что при большом удалении от майны у страховочного конца возникает естественный провис, который затрудняет передачу сигналов. Кроме этого "чистоту" длинного конца очень трудно контролировать как обеспечивающему, так и ныряющему дайвсру. Возникает реальная опасность его зацепа за лежащие на дне предметы, либо просто перегиба из-за неровностей рельефа.
В-пятых: опять-таки из соображений безопасности у каждого погружающегося дайвера должен быть, свой страховочный конец. Именно поэтому одновременное нахождение подо льдом более двух дайверов повышает вероятность перепутывания этих концов между собой, что, в свою очередь, резко снижает безопасность.
Наверное, это не все сложности, возникающие во время подледных погружений. Уверен, что инструкторы из других регионов могут добавить к этому списку еще пару-тройку пунктов с учетом особенностей местного подледного дайвинга. Теперь давайте попытаемся решить возникшие проблемы. Сразу оговорюсь: эта статья никоим образом не претендует на истину в последней инстанции. Более того, то, что описано ниже, никоим о6разом не может быть применено к студентам или новичкам в этой специализации. Предлагаемая методика может использоваться только дайвмастерами и инструкторами, прошедшими обучение эквивалентное Extended Range TDI, и, соответственно, является решением вышеизложенных проблем только для них.
В основу наших выкладок положено то, что для подледных погружений стопроцентно подходит определение "надголовные среды". Следовательно, если подледный дайвинг ничем особенным не отличается от пещерного дайвинга или проникновения внутрь затонувшего корабля, то мы в полной мере можем использовать методики этих видов дайвинга для подледных погружений. Эта идея проверялась на озере Байкал зимой 2002 года, где я и мои товарищи имеют честь нырять. Вот что из этого получилось.
Прежде всего, остановимся на снаряжении, необходимом для таких погружений. Говоря, в общем, снаряжение описывается "конфигурацией Хогарта", адаптированной к низким температурам (0°С): 24-хлитровая спарка, оснащенная регуляторами типа Poseidon Jetstream, Cousteau D. Glacia, Beuchat VX-10 Iceberg; модель компенсатора большой роли не играет, главное чтобы это был действительно "технический" компенсатор (в данном случае применялся Zaegle Tech Pack: с камерой Big Berta OMS). Также были использованы 120-ти и 180-тиметровые катушки Manta Reel.
Погружения проходили как в условиях сплошного ледяного поля, т.е. в майну, так и с кромки льда. Дальность проникновения под лед составляла более 250 метров. Глубина до 50 метров. Погружения совершались в рекреационном и декомпрессионном режимах. Также совершались технические погружения со стейджами и сменой газовых смесей.
Техника таких погружений очень проста. Если погружение осуществляется в майну, то ходовой конец можно крепить за опущенный с грузом спусковой конец. Если погружение происходит с кромки льда, то ходовик крепится за что-либо надежно-неподвижное на дне. Прямой и обратный курсы, которыми следуют дайверы, должны быть записаны на слэйтах. Ходовик прокладывается по дну с обязательной фиксацией его через каждые 8-10 метров. Когда у одного из дайверов ходовик заканчивается, катушка фиксируется на дне. В этом же месте второй дайвер закрепляет конец ходовика и начинает разматывать свою катушку. Все действительно очень просто, но с соблюдением некоторых условий. Как я уже говорил выше, подобного рода погружения подразумевают наличие очень серьезной подготовки и опыта, предполагающих вашу самодостаточность под водой. Этому же требованию должен соответствовать и ваш комплект снаряжения. Наверное, лишним будет говорить, что погружение с рекреационным комплектом снаряжения или со снаряжением, не адаптированным к низким температурам, в таких условиях недопустимо. Кроме этого, дайвер должен быть подготовлен психологически, чтобы при возникновении внештатной ситуации не впадать в панику, а грамотно и спокойно принимать решение и выполнять его. Такова в общих чертах методика погружений под лед с ходовой катушкой.
Теперь давайте посмотрим на нее через призму проблем, с которых мы начали. Итак, "наличие большой команды обеспечения". В нашем случае не требуется вообще никакой команды и никакого обеспечения, потому что, напомню, речь идет о самодостаточности. Вариант идеален, когда два-три инструктора хотят нырнуть для своего удовольствия. При использовании такой техники погружения им уже ничего не мешает осуществить задуманное.
Идем дальше: "наличие страховочного конца, причиняющего всем неудобства". Страховочный конец заменен ходовым концом на катушке. Вместе с этим исчезли и неудобства. Конструкции современных ходовых катушек позволяют дайверу двигаться легко и свободно. Хотя, конечно, опыт в пользовании катушкой должен быть обязательно.
Далее, "...по соображениям безопасности в одну майну не рекомендуется единовременно погружать более 2-3 дайверов". Теперь мы получаем намного больше свободы. Так как каждая группа дайверов, использующих ходовые катушки для погружения под лед, самодостаточна, то теоретически количество дайверов в одной майне ограничивается только ее площадью. Т.е. если дайверы, погружающиеся в одну майну, вдруг задумают всплыть одновременно, то все они должны поместиться внутри нее. Практически же количество дайверов, конечно же, определяется здравым смыслом. Но даже если здравый смысл не позволяет вам погрузить всех желающих одновременно, все равно временные затраты на каждую группу существенно снижаются.
"Страхующий конец в значительной мере ограничивает акваторию подледного погружения". Теперь акваторию погружения ограничивает только длина ходовика на вашей катушке, количество катушек, запас воздуха или других газовых смесей, ваша холодоустойчивость и тому подобные индивидуальные особенности. Согласитесь, что это уже совсем другие параметры.
"Возникает реальная опасность зацепа страховочного конца за лежащие на дне предметы, либо просто его перегиба за неровности рельефа". Здесь вообще имеет место парадокс: мы делаем то, чего так боялись - сами регулярно зацепляем ходовой конец за лежащие на дне предметы. И из минуса получаем плюс. Представьте себе ситуацию, когда страховочный конец по каким-то причинам выпал из рук обеспечивающего или отцепился от погружающегося дайвера. Нигде и никак не закрепленный страховочный конец имеет возможность свободно перемещаться в толще воды. А наличие пусть даже слабого течения вообще сводит на нет все шансы найти этот конец. В нашем же случае ходовик проложен по дну и надежно зафиксирован. Что бы ни случилось, он останется так, как его проложили, и поэтому вероятность его нахождения вырастает многократно. Более того, так как у каждого участника погружения, кроме основной катушки имеется еще и "прыжковая", методика поиска потерявшегося конца упрощается.
"Единовременное нахождение подо льдом более двух дайверов реально повышает вероятность перепутывания страховочных концов между собой", - эта угроза отпала сама собой, после того как мы убрали "слабое звено" - страховочный конец.
Мы видим, что практически все упомянутые проблемы оказались решены. Но здесь необходимо приостановить хвалебную песнь и еще раз поговорить о пресловутом "человеческом факторе". Очень хочется с помощью данной методики щелкать одну проблему за другой как орешки, но надголовные среды останутся над-головными средами. Они требуют к себе уважения и соответствующей подготовки. Ни одна, пусть даже самая расчудесная методика, не может гарантировать успеха, если в этой цепочке "слабым звеном" оказывается сам дайвер. Его морально-психологическое состояние, реально обоснованная уверенность в своих силах, способность трезво оценивать ситуацию, более того - предвидеть ее развитие, вот что является пропуском для совершения погружений подобного рода.
Как мы уже говорили, то, что изложено в этой статье не претендует на истину в последней инстанции. Методика проверялась только на Байкале, известном своей уникальностью. Каждый водоем имеет свои особенности, которые должны учитываться при планировании в нем погружения. Поэтому мы не претендуем на универсальность данной методики. Она была разработана и применена для решения вопросов, возникших при погружениях в данном конкретном озере. Будет она работать где-нибудь под Урюпинском или нет, можно сказать только после применения ее в местных условиях. Так же не следует считать эту статью учебным пособием и руководствоваться ею при организации подледных погружений. Мы изложили только общие принципы, которые не могут являться руководством к действию. Авторы с благодарностью воспримут все отзывы и конструктивную критику.
Андрей Серов Журнал "Подводный Клуб" №6 2003 год.
Источник: http://plavniki.com.ua |