Clarence
Clarence (1841-1850) затонул недалеко от St Leonards в бухте Port Phillip. Эта шхуна наилудший представитель раннего австралийского кораблестроения, найденный в австралийских водах.
Строительство кораблей началось в Астралии вскоре после освоения этих территорий европейцами (около 1788 года). Но в первые годы колонизации оно носило весьма ограниченый характер. Частично это происходило из-за желания британцев сохранить свое монополоное положение в торговле. Другой причиной были опасения, что каторжники, получив навыки строительства кораблей, сбегут на свободу.
В полной мере, кораблестроительство началось к 1820. Множество небольших судов было построено на верфях, расположенных по берегам рек и портах Нового Южного Уэлься и Тасмании. Ранние записи, показывают, что к 1850 году в Сиднее было построено 134 корабля. Большинство из этих кораблей были построены без использования каких-либо планов и чертежей. До нас дошли лишь немногие записи с описание технологий кораблестроения тех времен. Именно поэтому, такие суда как Clarence являются ценнейшими находками, дающими представление о методах кораблестроения позапрошлого века.
В течении 9 лет Clarence перевозил лесозаготовки, овец и другие грузы в Сидней, Мельбурн, Порт Альберт и другие города Австралии. Кроме того, существуют записи о том, что корабль совершал плавание к Treasury Islands в Тихом океане и Bay of Islands в Новой Зеландии.
В 1847 году Clarence потерпел крушение у города Варнамбул. Тогда в газетах писали, что капитан и совладелец корабля капитан Айнсл (Captain Ainslie) специально позволил кораблю сесть на мель, что бы получить страховку в 900 фунтов. Этот факт никогда не был доказан. После спасения корабля он был продан на аукционе и переаборудован в пассажирское судно. В 1848 году Clarence возбновил грузоперевозочную деятельнось, курсируя между Port Fairy, Port Phillip и Launceston.
2 сентября с грузом из 132 овец корабль направлялся из Мельбурна в Хобарт, когда сел на мель в заливе Port Phillip. Судно бросило якорь в Coles Channel недалеко от St Leonards, но поднявшийся юго-западный ветер порвал яконую цепь и корабль отнесло на 2 мили от St Leonards, где он и петерпел крушение между Coles и West Channels.
Clarence представлял собой 67 тонную двухмачтовую деревянную шхуну, длиной около 15 метров. Она была построена в 1841 году на реке Вильямс в северной части Нового Южного Уэльса. Исследование, проведенное Maritime Archaeology Unit показало, что на строительство корабля обошлось достаточно дешево. Основной корпус был изготовлен из эвкалиптовых досок. В те времена, для предотвращения образования на корпусе судна морских паразитов, уже применялась медная обшивка. Но при строительстве Clarence медная обшивка была заменена известковым покрытием.
В результате сравнения с другими австралийскими кораблями того же периода постройки нельзя сделать вывод о том, является ли такое небрежное отношение к деталям конструкции типичным для австралийского кораблестроения раннего периода.
Clarence лежит на песчаном дне на глубине 4-5 метров. В хорошую погоду его полностью видно даже с поверхности. Правый борт и часть кормы ушли в песок. Левая часть от носа до кормы и от киля до палубы достаточно хорошо сохранились. Как уже было сказано, во время крушения корабль перевозил овец. В кормовай части можно увидеть доски, использовавшиеся для спасения животных. Кроме того, здесь можно обнаружить обрывки судовых канатов, небольшой стеклянный фонарь, обломки керамики и судовой компас.
В настоящее время проводится изучение останков судна, поэтому, в защитных целях, погружаться в этом месте пока заперещено.
|