Mountain Maid
Когда Mountain Maid (1841-1856) спускали на воду в Dundee в марте 1841 года, местные газеты об этом событии написали следущее: "Все прошло прекрасно, судно великолепно, а носовое украшение просто исключительно".
К сожелнию не сохранилось ни одного изображения корабля. Но благодаря тщательному изучению места катастровы у Swan Island и помощи сотрудников архива Lloyd’s Register of Shipping, археологам достаточно хорошо известно что представляла собой Mountain Maid. Это было грузовое судно, в течение 12 лет, курсировавшее между Европой, Северно Амерекой и восточными странами. Одно время считалось, что судно было задействовано в контрабандной торговле.
В 1853 году корабль был продан своему третьему вледельцу, планировавшему с помощью корабля наладить торговые связи с молодой, но уже весьма состоятельной колонией Виктория. Из Австралии Mountain Maid совершала плавания в Калькуту и Манилу. Именно на обратном пути из Манилы, в 1856 году, Mountain Maid потерпела крушение при столкновении с австралийским пароходом SS Queen.
Последнее плавание Mountain Maid.
14 сентября 1856 года, груженое рисом, сахаром и морскими канатами, судно направлялось из Манилы в Мельбурн. Погода была просто великолепная: чистое небо, спокойное море и небольшой южный ветер. Подгоняемая попутным течением, Mountain Maid успешно миновала рифы и со скоростью приблизительно 7 узлов направлялась к West Channel. В то же время, металлический винтовой пароход SS Queen, на полной скорости плыл против течения навстречу Mountain Maid.
Согласно курсу обоих судов они должны были успешно разминуться. Однако, лоцман Mountain Maid, Паттерсон, изменил курс и приказал держаться западного берега Western Channel и Swan Island. Такое изменение курса было совершенно неожиданно для капитана SS Queen , который, стараясь помочь судам разминуться, так же приказал свернуть к Swan Island. Во время столкновения SS Queen протаранила правый борт Mountain Maid. В результате этого судно набрало воды и вскоре затонуло. Команда корабля спасласась благодаря помощи SS Queen. Груз спасти не удалось.
В результате этого инцидента лоцмана Паттерсона остранили от службы. Причиной такого строгого наказания была уже неоднократно испорченная репутация лоцмана. За время своей службы Паттерсон уже посадил на мель два дугих судна в районе залива Corio.
Попытка оттащить корабль на мелководье и спасти то, что от осталось от него и от груза не увенчалась успехом .
Mountain Maid представляла собой сделанный на советь деревянный бриг с двумя мачтами с прямым парусным вооружением и еще одним небольшим парусом перед главной мачтой. Это было небольшое судно, длиной около 25 метров, а шириной чуть больше 6 метров. Согласно данным Lloyd’s Register of Shipping каркас и киль корабля были сделаны из дуба, а для обшивки применялся вяз и дуб. Для скрепления досок использовались высококачественные металлические скобы. Остнастка корабля так же было первокласной.
Морские археологи полагают, что получив сильное повреждение судно ушло на дно и уже там полностью развалилось. В настоящее время правый борт корабля полностью отсутствует, оставшаяся же часть левого борта лежит на известняковом горном плато на глубине 5 метров. Она покрыта песком и обломками ракушек.
На площади 600 квадратных метров разбросано множество обломков корабля, интересных для изучения. Можно увидеть неповрежденные фрагменты пола и потока. Когда в 1981 сотрудниками Maritime Archeological Association of Victoria (MAAV) были обнаружены останки судна, среди прочего была обнаружена бамбуковая подстилка под груз. Эта находка помогла идентифицировать корабль, так как такие подстилки использовались только в азиатских портах. Другими важными находками были узорчатые керамические обломки, барометр, стеклянные бутылки.
Mountain Maid прекрасное место для погружений при слабом течении. Не стоит погружаться здесь при северном ветре, так как поднимаются сильные волны, представляющие опасность для дайверов.
|