George Roper
George Roper (1882-1883) - четырехмачтовое металлическое судно, спушенное на воду в Ливерпуле в 1882 году. Корабль был спроектирован и построен специально для перевозки больших грузов в Австралию. В длину от составлял 91 метр, а в ширину почти 12. Максимальная грузовместимость была более 2 тонн.
В свое первое и последнее плавание корабль отправился 4 апреля 1883 года под командованием капитана Джона Ворда. На борту находилось 32 члена команды и внушительный груз, оцениваемый в 10 000 фунтов. Основную часть груза составляли железнодорожные рельсы. Кроме того корабль вез в Австралию динамит, ткани, солод и алкоголь.
Путешествие до Австралии заняло всего 3 месяца и уже к 4 июля George Roper благополучно прибыл в пролив Басс. Поднявшийся сильный северный ветер нагнал туман, сделав, и без того небезопасное, путешествие в залив Порт Филлип еще более затруднительным. Никогда ранее не бывавший в этих местах капитан Ворд опасался за безопасность судна при прохождении Heads и, поэтому, за 12 км. до входа в залив корабль был взят на буксир небольшим лоцманским колесным пароходом Williams.
Когда они подошли к Heads погода стала еще хуже. Туман стал таким густым, что берег стал практически не виден. Williams потерял ориентир и 300 метров дрейфовел в направлении рифа Point Lonsdale. Когда левое колесо Williams задело риф, капитан осознал в кокой опасности находятся оба судна. На полной скорости он попытался развернуться, но George Roper был так капитально загружен, что остановить его не было никакой возможности. Огромное судно, пробив обшивку, наскочило на риф в 100 метрах от маяка. Williams тоже был поврежден. Буксирный трос бежду пароходом и George Roper был обрезан и Williams смог вернуться в Квинсклиф для ремонта. Позднее при выяснении причин катастрофы капитан лоцманской лодки был признан виновным и отстранен от службы на 2 года.
Меньше чем через полчаса туман расеялся и капитан Ворд и его команда увидели, что корабль наскочил на самый опасный участок рифа. Пароходы Dawn и Albatross предприняли несколько попыток оттащить корабль на глубоководье. Но, даже не смотря на то, что часть груза была снята с George Roper, все они потерпели неудачу. Капитан Ворд вместе с командой покинул корабль и был отправлен в Квинсклиф.
Через 2 дня страховая компания продала корабль на аукционе за 3 600 фунтов.
Спасению груза мешала плохая погода. Экипаж парохода Blackboy был вынужден выбросить за борт спасенный груз и сигнализировать о помощи, когда сильные волны чуть не привели к его столкновению с George Roper. Пароход сел на мель и был продан тому же синдикату, что и George Roper. Судно затонуло в ту же ночь.
Великолепное зрелище застрявшего на рифе корабля с развивающимися парусами привлекало много зевак. Еще более заманчивым был тот факт, что груз все еще находился на корабле. На берегу желающими при первой возможности проникнуть на корабль или, хотя бы, найти выброшенные на берег остаки груза, были разбиты небольшие лагеря.
Через неделю большая часть груза с George Roper была спасена. 26 августа 1883 года корабль раскололся и окончательно ушел под воду.
В настоящее время George Roper лежит на глубине 4-5 метров. Пароход Blackboy лежит неподалеку.
Части обшивки, кильсон отчетливо видны на протящении рэка (около 80 метров). У левого борта, ближе к бугелю расположена одна из корабельных лебедок. На правом борту можно увидеть клюзы (отверстия для прохождения якорных цепей). Части оснастки: мачты, реи, бакштаги, юферсы лежат среди обломков обшивки. Шлюпбалку и швартовую тумбу можно увидеть в районе кормы. Обломки шифера, глиняных трубок, керамики разбросаны вокруг судна.
Обломки судна стали домом для разнообразных рифовых рыбок и водорослей. Погружаться здесь лучше всего в промежуток между приливом и отливом.
|